Интервью-прогулка: Зубрик

Louis Bidon вместо Louis Vuitton, Comme des Condoms вместо Comme des Garçons и KINZA вместо KENZO – эти дерзкие принты уже неоднократно мелькали в ваших соцсетях. Мы решили узнать, откуда растут ноги и чей юмор уже целый год скрашивает наши ленты в Facebook и Instagram. Оказывается, благодарить Одессу мы должны не только за тетю Соню и полосатых матросов, но и за бренд Benya & Zubrik. Мы встретились с одним из отцов-основателей марки – Зубриком (Беня передавал по телефону привет).
 
Интервью началось с улыбки: одесский бренд в лице Зубрика опоздал на встречу, потому что задержался на торжественной церемонии «обрезания» сына друга. Даже когда мы на минутку подумали, что это может быть шуткой, он достал из кармана кипу с изображением Супермена – сомневаться не пришлось. Беседа началась не просто со знакомства, а со знакомства под «Мохито» в Buena Vista на Большой Житомирской. Но и это еще не все. Отец-основатель решил нас окончательно сбить с толку, вместо фирменной футболкой бренда с «бидоном», «морковкой» или «помидорами», решил надеть на интервью девственно белую, как будто он ни сном, ни духом о своих прикованных творениях.

 

БЕНЯ И ЗУБРИК
Мы с Беней – одесситы до мозга костей. Мы знаем друг друга более 20 лет и вечно ищем какие-то приключения. Сошлись мы на двух вещах: любви к риторике и одежде. Мы всегда были безумными шмоточниками, но не брендоманами. Когда мы ездили в Израиль, театр и экскурсии мы променяли на магазины. Это был 2000-й год, когда в Украине еще ничего не было. В Израиле я купил (внимание!) дубленку, четыре или пять свитеров и еще кучу всего. Беня тоже не отставал. Заканчивается спектакль, группа из 50-ти человек с таким восторгом и восхищением выходит из театра, а мы стоим с пакетами.
 
10 лет назад я переехал в Киев и работал сценаристом на телевидении.
Беня работал маркетологом. Таблицы, бизнес-планы, стратегии – это его! Большой плюс в том, что у нас есть два составляющих: один из нас азартный экспериментатор, а второй – скептик и четкий стратег. Радует, иногда мы меняемся ролями.
 
Беня был пионером-первопроходцем в увольнении с работы. 18 августа мы презентовали нашу коллекцию, и где-то через месяц он уволился и занялся одесским офисом. Я ушел со своей основной работы после Нового года, так что теперь в Benya & Zubrik работаю Зубриком. Сейчас мы с Беней живем в разных городах, но можем по 40 раз в день созваниваться.

 

ФУТБОЛКИ
Прошлой весной нам стало скучно. Вроде и на работе было весело, но очень захотелось «что-то замутить». Мы всегда были «футболочниками», поэтому очень быстро пришли к компромиссу – делать футболки. На тот момент футболок Made in Ukraine было уже настолько много, что как бы сказали в Одессе: «тухисом жуй». Но даже из самого банального можно сделать что-то уникальное.
 
Было решено организовать в Одессе сходку. Мы сели в кафе, которое символично называлось «Молодость». Там ставили «Тополиный пух», «Мальчишник» – музыку нашей молодости. В такой атмосфере мы обменивались идеями и все судорожно записывали в айфоне. За часа два мы придумали несколько направлений и что самое смешное, еще не все направления успели реализовать.

 

БРЕНД
Мы собиралась сделать маленький бренд для «своих». Чтобы у них, выезжая за пределы Одессы, был крутой подарок , потому что тельняшки с якорем уже надоели, а что то хорошее привезти надо. Сразу мы придумали 10 футболок. Первые футболки (каждой по две-три) нам пошила подруга. Как раз в Одессе проходила маленькая ярмарка «для своих» с охватом в 100-200 человек. Это и был наш первый выход в свет.

 

ПИФ-ПАФ
Мы завели страничку на Facebook. Что там будет происходить, было совсем не понятно. Заглавная картинка гласила: «До хипиша осталось 5 дней». Каждый день мы давали по одному баннеру. На тот момент на нас подписались исключительно друзья. У нас было несколько футболок, которые выстрелили сразу. Это «The Shikardos» и «Шаббат». Но самый главный «пиф-паф» случился тогда, когда мы опубликовали альбом «Фешн-Шмешн». За ночь этот пост собрал 1200 лайков и примерно столько же перепостов. Это при том, что на тот момент у нашей странички было где-то 400-500 подписчиков. А за неделю перепосты перевалили за 20 тысяч. Лайки шли с такой скоростью, что у нас садились телефоны. Мы с Беней стараемся молниеносно отвечать на сообщения и при этом максимально пошутить, а тут мы просто не успевали шутить.
 
Такого бума мы не ожидали! Да и готовых футболок у нас не было, в соцсетях у нас были опубликованы бета-прототипы. Ни налаженного производства, ни налаженной логистики – ничего этого не было. Мы просто офигевали. Тогда мне порекомендовали одну киевскую фабрику в номинации «48 веселых портних». Они купили под нас специальное оборудование. То же самое произошло и с печатью. Когда мы печатали по 20 футболок – это одно, а когда нужно было увеличивать количество в разы – стало сложнее. Мы приняли заказы, но людям пришлось ждать недели три. Это был как 7-й IPhone – все хотят, но не могут купить. По этому поводу мы сделали ряд фотожаб: гимн Benya & Zubrik – песня Ленинград «Какого хрена нет моего размера?».

ДИЗАЙН
У нас есть одна проблема, мы все можем придумать , но ничего не можем нарисовать . Мы еще те рукожопы. Хорошо, что у нас есть помощница Аня, которая помогает визуализировать наши идеи.

 

ПРОИЗВОДСТВО
Печать и пошив мы делаем в Киеве. Конечно, в Одессе все рождены, чтобы шить, и делают это идеально. Но так как производственная часть на мне, приходится делать все в Киеве.

 

Вообще заниматься в Украине производством непросто, потому что складывается впечатление , что все подрядчики как будто купили книгу «842 отмазки: почему не успеваем в срок».

 

V ИЛИ C
Наши первые футболки были с V-образным воротом, но у нас народ-консерваторы, и все девушки спрашивали: «У вас будут такие же, но с круглым воротом?» – «Нет, это наша фишка, – отвечали мы, – чтобы издалека было видно, что это наша футболка». Когда уже все привыкли к V-образным воротам, мы выпустили партию с круглым вырезом.

 

ФЕЙКИ
Хорошо, что уже не 1990-е, но казусы бывали. В Украине наши футболки не подделывали, а вот в Латвии и Казахстане – да. Мы сразу запатентовали все принты и сделали торговые марку Benya and Zubrik . Мы сотрудничаем с юристами, поэтому если возникли бы какие-то казусы, мы бы сразу дали «фас». Какой способ бороться с подделками – идти вперед и что-то делать.

 

АУДИТОРИЯ
У нас очень разноплановая аудитория, но в основном это обеспеченные люди, у которых все хорошо с чувством юмора и которые любят стеб. Нам присылали снимки, когда девушка с сумкой Prada и в нашей футболке Pradam помидоры или мужчина в обуви Louis Vuitton и в футболке Louis Movetton. В нашей коллекции есть и Евгений Чичваркин, и Игорь Николаев в наших футболках.

 

МАРКЕТИНГ
Мы за честный маркетинг, поэтому если вы увидите у нас на странице сообщение «У Бени ремонт, а у Зубрика родился ребенок» – это все правда.
 
ФЕЙЛЫ
У нас смешной бренд, поэтому и с нами происходят смешные истории. Когда в соцсети мы добавили наши первые футболки-прототипы, наша дизайнер сделала в спешке не очень красивые «помидоры». Потом мы переделали макет, но совсем не заметили, что на сайте висели некрасивые помидоры, а продавали мы совсем другие. Или мы месяц продавали «Кинзу», а оказалось, что это не кинза, а петрушка – по этому, кто замечал, мы сообщали: «Поздравляем, вы на привозе, вас обвесили!»

 

ПРОДАЖИ
Обычно все предложения о сотрудничестве нужно делить на 50, а потом еще на 250. Люди часто пишут, а потом пропадают без вести. Сейчас мы продаемся в Испании , в очень модном городе – Марбелья, «Болд Концепт Сторе» в Латвии, Numero Uno boutique в Казахстане, Vanilla Fox во Львове и др. Месяц назад нас позвали в ЦУМ, так что теперь и там нас можно найти! Свой шоурум и офис у нас в Одессе. Бунина 12. 3 этаж. Вы нас услышите.

 

ЮМОР-ПРОДАКШН
В душе мы развеселые хулиганы, нам нравятся каламбуры и стеб. Ничего святого для нас нет. Мы над всем смеемся, но при этом очень честно. Все, что мы делаем, содержит в себе частичку юмора. Если это футболка, на бирке написано: «Не стирать в воде, кишащей аллигаторами». Если это пакет, внутри можно попасть на одну из надписей: «Пакет шикардосный. В воде не стирать, на голову не надевать» или «Все буквы на этом пакете согласованы согласными буквами». Всегда приятно, когда креатив ты можешь использовать как валюту.

 

ГЕРОЙ
В некоторых компаниях есть свой корпоративный герой, как Рональд Макдональд в McDonald’s. Так, у нас корпоративным героем выступает Бенина мама. Она проверяет качество и дает советы. В некоторых постах мы писали: «Одобрено Бениной мамой». Или у нас даже фотосессия была, где Бенина мама гладит, стирает и сушит свитшот – три системы контроля от Бениной мамы.

 

КОМАНДА
У нас обалденная команда, которая такие же фанаты своего дела как и мы. Рабочий чат не замолкает до часа ночи, пока кто то не попросит замолчать)) Причем начинали мы с ребятами с просьбы помочь на пару дней, но все втянулись и мы этому очень рады.
 
ПЛАНЫ
Открыть свой магазин. Если получится в Одессе – значит, экзамен сдан. В Одессе сделать магазин сложнее, чем в Киеве. Там очень непростой рынок. Там все очень балованные. Это касается и юмора, и одежды. Киев в этом смысле более лояльный.

Photo by Саша 
Text by Nastasya Da 

 

не зупиняйся