Интервью-прогулка: Саша Какурина

О всех победах, горестях и переживаниях украинских брендов глава Департамента по работе с дизайнерами Ukrainian Fashion Week знает все. Должность подразумевает, а работа обязует быть в эпицентре всех событий. Интервью-прогулка с Сашей Какуриной началась с коктейлей и клубники в Regenschirm, а продолжилась по дороге в Port Creative Hub, где проходила презентация клатчей Polina Veller.

 

БЭКГРАУНД
Я из Харькова. У меня два образования: первое — юридическое, второе — экологическое. Отработав после университета три года в нотариате, я уволилась, осознав, что это совсем не мое. Но эта работа дала мне и полезный опыт — дисциплину и организованность, которых fashion-сфере так не хватает.

 

ВПЕРВЫЕ НА UFW
Когда-то давно на UFW меня пригласил друг семьи, дизайнер Костя Пономарев. В Неделю моды я влюбилась с первого взгляда. Я чуть не опоздала на обратный поезд, дожидаясь показа Zalevskiy. После этого я много раз целенаправлено ездила в Киев на UFW, ночуя неизвестно где и как. Это было еще студенческое время, поэтому можно было позволить себе такую дурость. Пригласительных и аккредитации у меня не было, но охранники почему-то думали, что я «своя». Кстати, недавно просматривала старые фото, на них те же охранники, что и сейчас.
 
Меня всегда манили даже не показы, а бэкстейдж. Я могла днями стоять на бэкстейдже, не есть, не пить, а просто наблюдать за происходящим, впитывая ту атмосферу. Я приставала ко всем в оргкомитете, чтобы дали мне хоть какую-то работу, но меня не брали даже в волонтеры. Тогда еще Инга Вишневская (экс-руководитель пресс-службы Ukrainian Fashion Week — прим. редакции) отписала, что без квалификации они не могут меня взять. Но я все равно ходила. Когда позже меня все же взяли поволонтерить, я знала все: за сколько начинается подготовка к показу, где какая гримерка, как дизайнеры переживают перед показами — кто больше, кто меньше. Это было странно как для девочки, которая приехала из Харькова.

 

МИЛАНСКАЯ НЕДЕЛЯ МОДЫ
Еще не работая в fashion, я ездила на Миланскую неделю моды. Пригласительных у меня не было, знакомых тоже, на показы я ходила сама. Но всегда получалось так, что меня без проблем пропускали на показы даже в чужой стране. Когда я проходила на показ Versace, у охранника зазвонил телефон, на Blue Marine — я зашла в потоке людей. Видимо, это был знак.

 

KHARKOV FASHION DAYS
Вернувшись в Харьков после одной из поездок на UFW, я случайно забрела на локальную Неделю моды — Kharkov Fashion Days. Там я встретила знакомого, который работал волонтером. Мне нашли бейдж оргкомитета и я тоже начала помогать. В первый день я поправляла стулья. Во второй – вручала дипломы. В третий — работала на бэкстейдже, при том что организаторы понятия не имели, что это за девочка. Я даже на кассе успела поработать. В конце, когда закончился показ Anna Bublik, организатор Алла Яновская поинтересовалась, кто же это им все время помогал. Ей понравилась, как я работаю, и, когда открылась харьковская школа моделей L-Models, пригласила к ним работать. Какое-то время я была директором школы моделей L-Models в Харькове, которую открыл Стас Янкелевский. Там меня заметил Валера Топал, который пригласил поволонтерить сначала в Одессу, а потом в Киев на UFW.

 

ВАЛЕРА ТОПАЛ
Валера Топал был моим начальником и наставником в одном лице. Когда я приехала поволонтерить по его приглашению в Одессу, думала, что буду вырезать бейджи, вязать ленточки и делать кофе (я была готова делать все!), но Валера назначил меня личной помощницей. Так, я переняла часть его обязанностей: подбор моделей, работа с дизайнерами, решение организационных вопросов на бэкстейдже. Потом меня позвали поработать в октябре на обожаемой Ukrainian Fashion Week, а уже после этого мне предложили переехать в Киев и работать в оргкомитете UFW. Я согласилась с горящими глазами. Прошло три года, как мы с мужем переехали в Киев.

 

ОБЯЗАННОСТИ
Официально у меня обычный офисный график: с 10:00 до 19:00. Моя работа — это преимущественно коммуникация с дизайнерами. Где находится дизайнер (в Украине или за границей), как идут продажи, какие проблемы существуют внутри бренда — я должна обладать всей информацией. Составление расписания, тайминг и многие другие организационные вопросы — это все часть моих обязанностей. Чтобы хорошо выполнять свою работу, нужно поддерживать связь с дизайнерами, поэтому я посещаю все события, на которые меня приглашают. С одной стороны, это не в моем рабочем расписании, но с другой, это просто часть моей жизни. Моя должность вообще уникальна для Украины, и я это отлично понимаю и ценю.

 

КОРАБЛЬ UFW
С 2007-го года офис UFW находится на корабле, возле моста Патона. Вывески у нас нет, и рыбаки всегда странно посматривают, когда к нам приезжают экстравагантно одетые дизайнеры. Правда, время от времени укачивает. Когда-то у меня было очень много работы, а начало штормить, Валера Топал поворачивается, смотрит и говорит: «Успокойся, надо работать!». И мне как отшибло, с того времени меня не укачивает.

 

ИРИНА ДАНИЛЕВСКАЯ
Ирина — наш двигатель, наше все! Создавая Ukrainian Fashion Week в 1997 году, Ирина Данилевская, видимо, даже не осознавала, насколько больший механизм запускает. Уже 20 лет она работает над развитием fashion-индустрии в Украине. Я учусь у нее и как “губка”, впитываю информацию, понимая ее ценность. Только сильная и преданная своему делу личность смогла бы сделать столько для формирования сферы моды в нашей непростой стране. Мне очень повезло в жизни, что я работаю рядом с таким человеком.

 

ДИЗАЙНЕРЫ
В мире украинских дизайнеров воспринимают как феномен. Такое количество молодых и креативных вряд ли где-то еще можно найти. Действия Ukrainian Fashion Week как организации, а не просто площадки для показов, помогли создать в Украине fashion-индустрию. Украинские дизайнеры продаются по всему миру. К нам приезжают американский Vogue, Vogue Italia, Dazed&Confused, i-D magazine, 032c, The Business of Fashion и другие – они все следят за тем, что происходит на подиуме. Сейчас украинские дизайнеры продаются во многих странах. Poustovit, The COAT by Katya Silchenko, FROLOV, Jean GRITSFELDT, Larisa Lobanova, Olena DATS’, DZHUS, J.Perekriostova, PRZHONSKAYA, Domanoff, — все они уже давно представлены на международной модной карте. Когда к нам приезжает американский Vogue, они публикуют на сайте порядка 20 коллекций за сезон. Это наибольшее количество после Парижа, Милана, Нью-Йорка, Лондон. Фотограф Vogue отснял всю нашу программу. Он отрабатывал по максимуму, не ходил ни на одну вечеринку, сразу же после показа готовил снимки.
 
Я очень люблю наших дизайнеров. Последние три года я даже не успеваю следить за иностранными, потому что фанатично переживаю за наших. В нынешних реалиях дизайнерам приходится нелегко. Каждый день я сопереживаю и восхищаюсь их смелостью стать дизайнерами. Иногда меня спрашивают, когда уже я создам бренд, так вот: если я хотя бы раз об этом заикнусь, застрелите меня! Это настолько сложно! У меня есть знакомый, который реализовывает творческий потенциал работая стилистом. Меня, как и его, вполне устраивает роль серого кардинала.

 

ПОДДЕРЖКА ДИЗАЙНЕРОВ
UFW не занимается ритейлом, не владеет брендами и не продает их, но мы постоянно занимаемся поддержкой, продвижением и развитием украинских дизайнеров. Уже несколько сезонов мы собираем молодых дизайнеров и в формате рабочих встреч консультируем по работе над брендами. Бывает, что fashion-инсайдеры сами хотят встретиться с дизайнерами и поделиться опытом. Сейчас многие дизайнеры сталкиваются с проблемой кадров: нет хороших конструкторов, администраторов, маркетологов, пиарщиков, или услуги последние обходятся очень дорого. Сообща решить такие вопросы намного легче.
 
Мы и сами все время учимся. Весь офис UFW ходит на разные образовательные лекции и семинары, каждый по своей тематике. Буквально вчера я была на семинаре от Export Promotion Office, организованном Министерством экономического развития и торговли Украины.

 

ПОКАЗЫ НА UFW
UFW работает в основном на журналистов, то есть наша задача — не продать вещи (это миссия выставок), а привлечь внимание к бренду через СМИ. Если дизайнер хочет сделать нестандартный показ, мы только за. На UFW были вода, песок, пепел. Мы за любой эксперимент на подиуме.

 

“ОТКРЫТЫЙ КЛУБ” UFW
UFW — это огромный центр информации, масштабы которого можно оценить, наверное, только изнутри. Из разных источников к нам поступает 98% информации в украинской fashion-индустрии. Нужно платье для исполнителя, освободилась швея или конструктор, магазин ведет себя некорректно по отношению к дизайнерам, есть ли необходимость в новом подзаконном акте, способствующем экспорту — мы в курсе дела.
 
НАЧИНАЮЩИМ ДИЗАЙНЕРАМ
Если молодой бренд хочет сделать показ на UFW, наличие средств — это далеко не все. Участие в «Новых именах» у нас недорогое, втрое дешевле седьмого айфона. Важно, чтобы дизайнер не просто раз мелькнул в программе, а был серьезно нацелен на будущее.
 
Для начала мы просим дизайнера прислать эскизы, мудборд и несколько отшитых луков, если такие есть. Как дополнение запрашиваем пресс-релиз, потому что человек должен понимать, что такое идея и ее реализация. Иногда приходят письма с вопросами: «Почему не берете?», «По каким критериям отбираете?», «Какая комиссия оценивала мои работы и почему их не взяли?» — это решение принимает Департамент по работе с дизайнерами Ukrainian Fashion Week.
 
В какой-то момент (скорее всего, из-за кризиса) украинская мода пришла к очень коммерческим коллекциям, даже на подиумах. В этот момент молодые таланты со своими сумасшедшими креативными идеями, стали цениться еще больше. Даже стилисты сместили на них фокус внимания.

 

«НОВЫЕ ИМЕНА»
Если молодой дизайнер отправляет заявку, она приходит в наш Департамент. Fresh Fashion Day проходит под моим кураторством. Заявки мы обсуждаем вместе с Ириной Данилевской. В прошлом сезоне мы в «Новые имена» не взяли никого, потому что все претенденты были очень коммерческими, а дебютный показ должен запомниться за счет смелых креативных решений. Кроме того, чтобы «зацепить», бренд должен быть готов к показу в следующем сезоне и понимать, куда он идет. В этом сезоне у нас будут «Новые имена», и на удивление их даже больше, чем должно быть.

 

«ПОГЛЯД У МАЙБУТНЄ»
«Погляд у майбутнє» — первый конкурс молодых дизайнеров в Украине. В этом году ему исполняется 18 лет, «Печерским каштанам» — 17. Это первая ступенька, куда можно подать заявку начинающим дизайнером. Здесь в свое время дебютировали Наталья Каменская, Олеся Кононова, Артем Климчук, Ксения Шнайдер, Саша Каневский, Дина Линник, Маша Рева, Яся Хоменко, Андре Тан, Иван Фролов, Жан Грицфельд. Для первого отборочного тура нужно подать эскизы, для полуфинала — отшить два лука, для финала — пять. Председателем жюри является Лиля Пустоват, она отбирает заявки на эскизном этапе. Участие в «Погляд у майбутнє» бесплатное. Мы покрываем затраты на моделей, визажистов, парикмахеров. Единственное, на что нужно потратиться дизайнеру – на карандаши и бумагу, а в перспективе – на отшив коллекции.
 
UFW поддерживает аналогичные региональные конкурсы. Мы работаем с Харьковом, Днепром, Одессой. В этом году меня удивила такая ситуация: со всей Украины у нас 130 заявок — ровно столько же собрал один только Харьков. Многие считают, что это сложный конкурс, поэтому даже не пытаются. Всегда хотелось сказать молодым дизайнерам: верьте в свои силы. Многие бояться подать заявку или просто позвонить нам в офис. Ирина Данилевская уделяет внимание всем. Нужно Неделю моды делать, а она может подолгу общаться с дизайнером, которого в программе UFW даже не будет, пытаясь ему помочь. Она вкладывает себя всю круглосуточно.

 

ПОКАЗ НА UKRAINIAN FASHION WEEK
Показ на UFW — это серьезный маркетинговый шаг для бренда. Этот шаг нужно сделать максимально качественно либо не делать вообще. В день мы получаем порядка 5 заявок на участие в Неделе Моды. Но если бы мы просто сидели и собирали деньги, UFW не был бы таким авторитетным, а дизайнеры из Украины не были бы у всех на слуху. Да, мы часто отказываем новым брендам. Но если приглашаем, то можете начинать пристально следить за этим именем.
Не всем брендам нужен показ на UFW. Кто-то понимает, куда он идет, а кто-то просто хочет потешить свои амбиции. Показ на Неделе Моды — большие производственные, денежные, трудовые и эмоциональные затраты всей команды бренда. Публика, которая собирается у нас, — это профессиональные журналисты, байеры, стилисты, fashion-эксперты. В случае с «авторскими брендами» (так я называю бренды которые «нравятся подружкам») лучше сделать показ в дорогом ресторане — так вещи даже лучше продадутся. Показ на UFW — это риск. Здесь всегда выигрывают идея, новаторство, концепция, а не просто демонстрация, пусть и очень качественной, одежды. Например, почему бренд Frolov за несколько сезонов так «взлетел»? Потому что у него очень чисто передан концепт. Он настолько искренне и честно передает идею, не подмешивая при этом ничего лишнего и никому не подражая, что ни одна коллекция бренда не остается без внимания. Как в Украине, так и за ее границами.

 
На UFW важна регулярность, потому что, если бренды пропускают сезон, в их стабильность и успех на рынке байеры отказываются верить. Иногда, дизайнеру кажется, что он уже создал «fashion-бренд», а на самом деле не только отсутстствуют составляющие бренда, но и не ведется элементарная межсезонная работа: не снимаются кампейны, команда не общаются со СМИ. Трудно ожидать хорошего результата от показа. Сам по себе показ не принесет бренду ничего, если команда не будет работать над стратегией продвижения комплексно и регулярно.

 

Photo by Саша
Text by Nastasya Da
не зупиняйся