8 проблем украинской fashion-индустрии

Казалось бы, украинская модная индустрия, как и журналистика, находятся в том прекрасном моменте развития, когда все вокруг расцветает и начинает благоухать. В стране огромное количество дизайнеров, узкопрофильных брендов и площадок для PR – работай не хочу. Но на такое количество плюсов приходится и определенное количество минусов.

1. Ctrl+v
Местный дизайнер зачастую работает не с наследием своего бренда или хотя бы мировой историей моды, а с тем, что сделали состоявшиеся иностранные коллеги. Вещь копируется, в ней изменяется один элемент – и вот еще один модельер мнит себя гением дизайна.

2. Коммерция
Мода – это в первую очередь бизнес, а во вторую – творчество. Мы со спокойной душой ругаем слишком коммерческие коллекции с недель моды в Милане или Париже, забывая, что основное количество вещей, отшиваемых в Украине, являются коммерцией в чистом виде. Никакой смелости или новаторства: если в начале пути это можно оправдать необходимостью «отбить» вложения, то к середине становится пагубной привычкой не выходить из зоны комфорта, что превращает дизайнерские вещи в трендовый и легко продающийся масс-маркет.

3. Использование тренда на «Made in Ukraine»
Любить свою страну и показывать ее наследие в одежде –круто. В поезд внезапно актуализировавшего местного производства по известным причинам запрыгнули все, кому не лень. Мы видели тысячи свитшотов с гербами и платьев с вышивками, но научиться использовать «наше», как, например, Dolce&Gabbana, так что бы все ахали сезон за сезоном, не смогли. Если Украина хочет выйти на мировой уровень в сфере моды, вещи нужно создавать с таким же размахом, а не пытаться завоевать мир сине-желтыми носками.

4. Цены
Покупая дизайнерскую вещь, клиент логично ожидает получить качественную ткань, уникальный дизайн и мастерскую работу. Особенно, если цена на эту вещь находится на уровне net-a-porter. Но ради удержания бренда на плаву и окупаемости, швеи без опыта отшивают коллекции в небольшом объеме из ткани попроще: отсюда, как бы странно это не звучало, неоправданно высокая цена. Те бренды, у которых в порядке и с тканью, и со швеями, проигрывают из-за небольшого производства: чем меньше вещей, тем больше цифра на ценнике. И речь не о невероятно уникальных нарядах, от которых захватывает дух.

5. Импортозамещение
Местная платежеспособная клиентура отдает предпочтение проверенному импортному. Это легко понять, просмотрев street-style с улиц Киева. Украинские дизайнеры, конечно, присутствуют в гардеробе модников, но в малом процентном соотношении. Может, дело в привычке, а может, и в том, что в сезон распродаж вещи от популярных брендов стоят так же, как и от местных. И не в сезон распродаж тоже. Рискнуть и купить местный сыр бри за туже стоимость, что и бри, созревший во Франции, – странно, хотя и любопытно.

6. Реклама
В первую очередь журналы пишут о тех, кто проплачивает им рекламу. Стоимость рекламы в местных печатных СМИ весьма высокая, а их желание освещать модную индустрию страны бесплатно остается низким. Вдобавок наши бренды отличаются какой-то неоправданной скромностью, вместо того чтобы обивать пороги, они ждут, что к ним придут и попросят.

7. Нехватка кадров
Работа в сфере моды не обязательно связана с профильным образованием. Чаще это многолетний опыт, умноженный на упорство. Но откуда у молодой сферы будут люди с многолетним опытом? Для организации показов приходится выписывать специалиста из-за границы, журналисты вместо громкого, четкого и авторитетного слова что-то мямлят, швеи впадают в ступор от «а сделайте нам вот тут деконструкцию, а тут пусть шар будет». Идем как слепые котята. Хорошо, что рано или поздно к ним приходит зрение и понимание.

8. Задержка трендов
Рассмотрите коллекции, представляющие тренды нового сезона в Украине. SS17 from Ukraine мы уже видели в FW16 from world. Учитывая, что эти вещи создаются для тех, кто любит моду и хочет стильно и трендово выглядеть – задержка колоссальная и непростительная.

Text & photo by Анастасия Марципан

не зупиняйся